Вторник, Март 19, 2024

Штрихкод. Описание, стандарты, применение, способы генерации

Наверное каждый полиграфист время от времени сталкивается с такой интересной вещью как штрих-код. Хотя конечно это название не правильное, согласно канонам русского языка правильно писать это слово штрихкод, но употребляется оно везде по разному. Ведь это уникальное изобретение позволяет заложить в несколько штрихов или рисунок уникальный код товара. Сейчас штрих-код применяется практически везде. Его можно увидеть в продуктовом магазине, на бытовой технике, дисках, автомобилях. Большинство выпускаемой на сегодняшний день продукции маркируется штрих-кодом. Штрих код есть на квитанциях за оплату за коммунальные услуги, штрафах из ГИБДД. Этот список можно продолжать и продолжать. Я решил посвятить штрих-коду целый раздел.

 






 
Штрих-код - это графическое изображение текстовой информации, выполненное по определённым правилам, предназначенное для машинного считывания. Проще говоря, это картинка, считываемая автоматом. Изобретен штрих код в 1948 году и с тех пор прочно закрепился в современном мире.

На сегодняшний день существуют два основных способа кодирования информации для штрих кода - линейный и двумерный. В линейном штрих-коде считывание информации происходит в одном направлении (по горизонтали). В двумерном штрих коде считывание происходит уже по двум координатам (по горизонтали и вертикали). Оба способа штрих-кодирования активно используются в нашей жизни.

Линейный способ применяется больше в торговле, где штрих-код не обязательно должен нести в себе большой объем информации, второй способ штрихкодирования используется на платежных ведомостях и изделиях, штрихкод которых должен включать в себя большой объем информации.

Основные стандарты штрих-кодов.

В нашей стране в  торговле чаще всего применяются два стандарта штрих-кода EAN-8 и EAN-13. Штрих-код EAN-8 состоит из 8 цифр, EAN13 состоит из 13 цифр. Эти штрихкоды позволяют кодировать небольшой объем информации, от 20 до 30 символов, и как правило это цифры. Однако этого вполне достаточно для кодирования информации о товаре.

Коды EAN можно условно разделить на несколько зон

  • Национальная принадлежность EANCODE (3 цифры);
  • Код производителя (4-6 цифр);
  • Непосредственно код товара (3-5 цифр);
  • Контрольное число (1 цифра);
  • Дополнительное поле, необязательное для заполнения.

Хотя как показывает практика национальная принадлежность не всегда соответствует действительности, хотя и имеется официальный список префиксов. Подробная расшифровка штрих-кода описана на многих сайтах, и здесь мы касаться ее не будем. В целом, линейные штрих-коды достаточно просты для понимания и для печати. Есть некоторые нюансы, например чувствительность считывающего устройства. Как-то раз пришлось перепечатывать весь тираж только из-за того, что штрих-код был сделан на 60% серого и устройство для считывания штрих-кода его не читало.

Более интересным и сложным с точки зрения реализации является печать двумерного штрих-кода. На сегодняшний день, основные дизайнерские программы, такие как Corel Draw не поддерживают двумерные штрих коды, и поэтому на способах их печати я позднее остановлюсь отдельно. Сейчас же немного информации.

Как я уже говорил ранее, в двумерном штрих-коде считывание информации происходит в два этапа. Сначала считывается горизонтальная полоса, потом происходит переход по вертикали. Чем-то схоже со старой доброй грампластинкой. Это позволяет кодировать в одном штрихкоде намного больше информации. На сегодняшний день существует множество стандартов двумерных штрих кодов. Немного позднее я опишу процесс создания двумерного штрих кода.

Есть конечно еще один вариант штрихкода - Световодный 3D штрихкод в качестве логистического бренда. Но у меня все-таки блог о полиграфии, поэтому таки вещи я рассматривать не буду.

Кстати, зарегистрировать штрих-код на новую продукцию достаточно просто. (материал из wiki)

Регистрациию штрихкодов сегодня осуществляет организация — EANCODE. Хотя сейчас, когда количество штрихкодов превысило все допустимые рамки, присвоение штрихкодов конечно не является обязательной процедурой и осуществляется исключительно добровольно  на платной основе.

В России присвоением штрихкода занимается организация EANCODE, которая является  официальным представителем. Сайт организации находится тут.

Итак, что же я хочу от штрих-кода. Наша задача все-же таки напечатать штрих-код а не думать о том, откуда он взялся. Некоторые способы штрихкодирования я уже описал в предыдущем материале. В этом разделе я постараюсь описать сторонние программы для создания штрих-кода, то-есть не Corel Draw и PrintShop Mail.

Google

Разработка сайта -  sprohanov.ru